Залина Габаева (З. Г.): Это программа «Диалог», в студии по-прежнему Залина Габаева и Фатима Турманова. Гость с нами сегодня очень интересный. Дело в том, что совсем недавно у нас, здесь, проходил съезд осетинского народа, — «Стыр ныхас» и на «Стыр Ныхас» слетаются совершенно разные люди в Южную Осетию. В гостях у нас Инал Маргиев — представитель канадской осетинской общины. Здравствуйте, Инал, и спасибо, что вы с нами сегодня.
Инал Маргиев (И. М.): Добрый вечер дорогие земляки, спасибо за приглашение.
Фатима Турманова (ФТ): Инал, мы не будем рассказывать про длинный ваш путь Канаду, потому, что он, наверное, у всех свой. Были смутные 90-е года и осетины попадали в разные страны и раньше, и до революции, и после, и во время Великой Отечественной войны. Вопрос в другом: «Как вам Канада? Как Канада цхинвальскому парню?»
И. М.: Вы знаете, скажу честно, что это на самом деле хорошая страна, она предоставляет возможности и для учёбы или работы или предпринимательства. Эта страна хорошо и уверенно защищает права человека, социальные гарантии, социальные справедливости и безопасности. Я скажу так — это довольно комфортная страна для проживания, для работы, для предпринимательства.
Ф. Т.: Второй вопрос ну на эту же тему, — ментальность. Как тяжело было, вы знаете, нет, не ассимилироваться, один не может ассимилироваться, цхинвальский, в особенности — адаптироваться...
И. М.: Вы знаете, на самом деле я скажу честно, что не нужно бояться этого слова «ассимилироваться», это вполне легитимное, вполне хорошее слово, которое означает приспособление к местным условиям жизни, к местному менталитету. Скажу честно, вот откровенно, положа руку на сердце, для начала не только мне, но и всем советским и всем, наверное, другим, не просто бывает привыкать к педантичности. Потому, что некоторые элементы вольницы, они были ещё в советское время, среди иных сказка тех или иных людей, в любом случае, конечно, нужно приспосабливаться к местным условиям. Такого, чтобы вот страна требовала от человека, прибывшего туда к ним, каких-то особых подходов, особых перестроений, такого нет, в принципе. Ментальность, она схожа с нашей у канадцев. Честное, добросовестное отношение к своим обязанностям на работе, персонализм, миролюбивость, общительность и заряженность на то, чтобы найти своё место стране и в обществе — одна из главных целей иммиграции и эмиграции. Для властей важно, принимая человека в страну, оценить, насколько человек способен будет там, ассимилируясь, найти себя, влиться в трудовой коллектив, чтобы не быть обузой для государства, для общества. Вот они и вот через систему баллов, стараются дать доступ тем, которые смогут найти себя в этой жизни, в этой стране работе, в учёбе и во всем.
Ф. Т.: Скажите, пожалуйста, мне первоначальный этап — он понятен: нужно любой ценой ассимилироваться. Это великолепное знание языка, без которого никуда, это поиск работы, это профессиональное становление… И в этот момент ни до чего другого не бывает дела. Обустроить семью, устроить детей школы, колледжи, и так далее... А потом уже, когда более-менее наступает стабильный этап, я знаю, что осетины, ну, полноценные осетины, начинают вести поиск себе подобных)) то есть, осетин. Вот у вас когда начался этот этап?
И. М.: Вы знаете, я скажу, что поиск земляков во всех этнических общинах, был гораздо более активным, когда ещё не было интернета, и когда ещё не было таких, более лёгких видов связи, как видеосвязь, телефонные видеозвонки. Помню, когда я готовился к своему слушанию иммиграционному, для меня самые свежие газеты были двухнедельной давности. Это газета «Известия», «Российские новости» и так далее. Сейчас, с развитием интернета, можно запросто делать видеозвонки и общаться в режиме реального времени со своими родственниками и близкими друзьями. Поэтому того ощущения отдалённости уже немножко меньше.
Ф. Т.: А вы в каком городе живете?
И. М.: Торонто
Ф. Т.: Большой город, промышленный, научный. Сколько там примерно осетин?
И. М.: Я бы сказал, те, которые себя обозначили, которые хотят идти на контакт, на сближение, на